Селевко Герман Константинович - кандидат
педагогических наук, научный руководитель авторской «Школы доминанты
самосовершенствования личности» (г. Рыбинск Ярославской обл.).
Технология саморазвивающего обучения включает в
себя все сущностные качества технологий
развивающего обучения и дополняет их следующими важнейшими
особенностями.
Деятельность ребенка организуется не только как
удовлетворение познавательной потребности, но и целого ряда других потребностей
саморазвития личности:
• в самоутверждении (самовоспитание,
самообразование, самоопределение, свобода выбора);
• в самовыражении (общение,
творчество и самотворчество, поиск, выявле ние своих способностей и сил);
• в защищенности (самоопределение,
профориентация, саморегуляция, кол лективная деятельность);
• в самоактуализации (достижение
личных и социальных целей, подготовка себя к адаптации в социуме, социальные
пробы).
Целью и средством в педагогическом процессе
становится доминанта самосовершенствования личности, включающая в себя
установки на самообразование, на самовоспитание, на самоутверждение,
самоопределение, саморегуляцию и самоактуализацию. Идея развития личности на
основе формирования доминанты самосовершенствования принадлежит выдающемуся
русскому мыслителю А. А. Ухтомскому
Технология обучения, основанная на
использовании мотивов самосовершенствования личности, представляет собой новый
уровень развивающего обучения и может быть названа саморазвивающим обучением.
Классификационная
характеристика
По уровню применения: общепедагогическая.
По философской основе: гуманистическая,
антропософская.
По основному фактору развития: психогенная.
По концепции усвоения: ассоциативно-рефлекторная
+ развивающая.
По ориентации на личностные структуры: нравственно-волевое
самоуправление личности - СУМ.
По характеру содержания: обучающе-воспитательная,
светская, общеобразовательная, гуманистическая.
По типу управления познавательной
деятельностью: система малых групп + программная.
По организационным формам: классно-урочная
+ клубная.
По подходу к ребенку: педагогика
сотрудничества.
По преобладающему методу: развивающая +
саморазвивающая.
По категории обучающихся: массовая.
Акценты целей
• Формирование человека
самосовершенствующегося (homo self-studius, self- made men).
• Формирование СУМ - самоуправляющих
механизмов личности.
• Воспитание доминанты
самосовершенствования, саморазвития личности.
• Формирование индивидуального стиля
учебной деятельности.
Концептуальные положения
• Ученик - субъект, а не объект процесса
обучения. -,
• Обучение приоритетно по отношению к
развитию.
• Обучение направлено на всестороннее
развитие с приоритетной областью - СУМ.
• Ведущая роль теоретических,
методологических знаний.
Дополнительные гипотезы
• Все высшие духовные потребности человека
- в познании, в самоутверждении, в самовыражении, в самоактуализации — являются
стремлениями к самосовершенствованию, саморазвитию. Использовать эти
потребности для мотивации ученья значит открыть путь к повышению качества
школьного образования.
• Доминанта самосовершенствования -
установка на осознанное и целенаправленное улучшение личностью самой себя -
может быть сформирована на основе потребностей саморазвития.
• На внутренние процессы
самосовершенствования можно и нужно влиять с помощью организации внешней части
педагогического процесса, включая в него специальные цели, содержание, методы и
средства.
• Система саморазвивающего обучения (СРО),
основанная на использовании мотивов самосовершенствования личности,
представляет более высокий уровень развивающего обучения и является наилучшим
продолжением развивающих технологий начального звена, основанных на
познавательных мотивах.
Особенности содержания
СРО включает три взаимосвязанные,
взаимопроникающие подсистемы (рис. 19).
1. «Теория» - освоение теоретических
основ самосовершенствования. В учебный план школы вводится существенная, принципиально
важная компонента -курс «Самосовершенствование личности» с I по XI класс.
2. «Практика» - формирование
опыта деятельности по самосовершенствованию. Эта деятельность представляет
внеурочные занятия ребенка во второй поло вине дня.
3. «Методика» - реализация
форм и методов саморазвивающего обучения в преподавании основ наук.
ЗУН. Содержание основ наук определяется
действующими образовательными стандартами.
Вариации дидактической структуры учебных
предметов (укрупнение дидактических единиц, углубление, погружение, опережение,
интеграция, дифференциация) определяются дидактическими подходами к их
изучению. В общем контексте специальных предметных ЗУН особое значение получают
общеучебные умения и навыки, также связанные с ними знания.
Особую группу ЗУН представляют знания по курсу «Самосовершенствование
личности», который служит системообразующей и интегрирующей теоретической
базой всего процесса школьного образования.
Курс дает ребенку базовую
психолого-педагогическую подготовку, методологическую основу для сознательного
управления своим развитием, помогает ему найти, осознать и принять цели,
программу, усвоить практические приемы и методы своего духовного и физического
роста и совершенствования. Этим курсом реализуется положение о ведущей роли теории
в развитии личности; он является теоретической базой для всех учебных
предметов.
Курс построен с учетом возрастных возможностей и
представляет следующую структуру по классам.
I-IV классы - Начала этики (саморегуляция
поведения);
V кл. - Познай себя (психология личности);
VI кл. - Сделай себя сам (самовоспитание);
VII кл - Учись учиться (самообразование);
VIII кл. - Культура общения (самоутверждение);
IX кл. - Самоопределение;
X кл. - Саморегуляция;
XI кл. - Самоактуализация.
СУД. Способы умственных действий являются
операционной частью интеллекта, они распоряжаются, управляют, применяют
имеющуюся в запасниках ЗУН информацию. В то же время СУДы в осознанной форме
представляют собой особого рода знания - методологические, оценочные и
мировоззренческие.
В технологии СРО этим знаниям уделяется большое
внимание: они усваиваются и в специальном курсе, и при изучении основ наук.
В учебном процессе используется весь арсенал
методических приемов формирования СУД в технологии Д.Б.Эльконина -
В.В.Давыдова, с той лишь разницей, что эмпирические (классические логические)
способы умственных действий применяются наравне с теоретическими
(диалектическими логическими).
Внутри каждого учебного предмета устанавливаются
связи с курсом «Самосовершенствование личности».
СУМ. Важнейшим качеством самоуправляющего
комплекса, лежащим в основе целенаправленной активности человека, является
психологическая доминанта. Она представляет собой господствующий очаг
возбуждения в нервной системе, придающий психическим процессам и поведению
личности определенную направленность и активность в данной сфере. Русским
физиологом и философом А.А.Ухтомским была создана теория доминанты и обоснована
необходимость воспитания доминанты постоянного нравственного
самосовершенствования. Для этого в технологии СРО обеспечиваются:
- осознание ребенком целей, задач и
возможностей своего развития;
- участие личности в самостоятельной и
творческой деятельности;
- адекватные стиль и методы внешних
воздействий.
Одним из концентров формирования СУМов служит курс
«Самосовершенствование личности». В процессе занятий половина учебного времени
отводится практической, лабораторной и тренинговой формам работы, включающим
• психолого-педагогическую диагностику и
самодиагностику учащихся;
• составление программ самосовершенствования
по разделам и периодам раз вития;
• осмысливание, рефлексию
жизнедеятельности;
• тренинги и упражнения по самовоспитанию,
самоутверждению, самоопределению и саморегуляции.
Другим концентром формирования СУМов является
творческая деятельность как основная сфера самосовершенствования личности;
здесь формируются интересы, склонности, способности, положительные стороны
Я-концепции, происходит самооткрытие личности.
Творческая деятельность учащихся организована в
системе клубного пространства школы, включающего творческие объединения по
интересам и направлениям, внеурочную работу по предметам, общественную
деятельность, участие в олимпиадах, конкурсах, соревнованиях. Кроме того,
внеклассная творческая деятельность организуется по обучающе-воспитательной
системе И.П.Волкова.
Клубное пространство дает незаменимый вклад в
формирование положительной Я-концепции, убеждает ребенка в огромных
возможностях его личности (Я могу, Я способен, Я нужен, Я творю, Я свободен, Я
выбираю, Я оцениваю).
СЭН. Сфера эстетики и нравственности в СРО
широко представлена как в учебном плане, так и во внеурочной творческой
деятельности общечеловеческими ценностями. Но самое главное — при сложившейся в
настоящее время в нашем обществе и в школе обстановке безыдейности, безверия
формирование идеала самосовершенствования как смысла жизни, соединенного с
верой личности в самое себя, что будет являться идейной основой новой системы
воспитания и образования.
Особенности
методики
Основная мотивация: нравственно-волевая +
познавательная. Позиция учителя: деловой партнер, старший товарищ,
знающий более высокую истину.
Позиция ученика: свобода выбора,
самоопределение.
Сверхзадачей частных методик в СРО является
формирование у учащихся доминанты (психологической установки) на самосовершенствование.
Для ее достижения немалое значение имеют адекватные стиль и методы внешних
воздействий, уклад среды жизнедеятельности ребенка. В условиях школы они
создаются гуманно-личностными отношениями и методической организацией учебного
процесса.
Межличностные отношения «учитель - ученик»
определяются гуманно-личностным подходом («любить, понимать, принимать,
сострадать, помогать»). Опора на положительное стимулирование (педагогика
успеха), отрицание внешнего принуждения, партнерские отношения сотрудничества
создают условия для удовлетворения потребностей самосовершенствования,
ориентируют ученика на воспитание в себе положительных творческих доминант
поведения.
Организация учебного процесса по предметам
основана на
• перенесении акцента с преподавания на
учение;
• превращении педагогического руководства
самовоспитанием и самообразованием личности в приоритет организации
учебно-воспитательного процесса;
• использовании нравственно-волевой
мотивации деятельности (наряду с познавательной);
• приоритет самостоятельных методов и
приемов.
Общий методический уровень
учебно-воспитательного процесса создается богатством и разнообразием
применяемых методик. Для создания условий самоопределения (возможностей
самопроб) ребенка в различных стилях и методах деятельности в СРО используется
система планирования методик, применяемых в учебных предметах. Каждый школьник
на протяжении периода обучения должен поработать во всех важнейших методических
режимах (технологиях).
В технологии СРО большое значение имеет организация
взаимосогласованного просвещения учащихся, учителей и родителей, координация
функционирования всех трех подсистем: теории, практики и методики.
Литература
I. Бардин К.В. Как научить детей учиться. - М.,
1987.
2 Берне Р. Развитие Я-концегшии и воспитание -
М., 1986.
3. Газман О.С. и
др. Новые ценности образования. Вып. 2. - М., 1996.
4. Ковалев А.Г.
Личность воспитывает себя. - М., 1989.
5. Кочетов А.И.
Педагогические основы самовоспитания - Минск, 1974.
6. Крылова Н.Б.
Социокультурный контекст образования // Новые ценности образования. Вып 2. -
М.,1996.
7 Маркова А.К.. и др. Формирование мотивации
ученья. - М., 1990.
8. Орлов Ю.М.
Восхождение к индивидуальности. - М., 1991.
9. Селевко Г.К.
Доминанта в развитии личности / / Народное образование. - 1995. - № 8;
10. Селевко Г.К. Саморазвивающее обучение. -
Ярославль: ИПК, 1996.|
II. Ухтомский А.Л. Собрание сочинений. Т 1.
Учение о доминанте. - Л., 1950. 12. Цукерман Г.А., Мастеров Б.М. Психология
саморазвития. - М.: Интер-
пракс, 1995.
13. Шадриков В.Д. Психология деятельности и
способности человека. - М.: Логос, 1996.